Вы открыли раздел:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ МОЗГОВЫХ И СПИНАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ 
 (ШКОЛА  НЕЙРОКИНЕЗИТЕРАПИИ)
 
5-6 июня 2019 (2 блок)
 
Актуальность
Миллионы новорожденных в мире имеют антенатальные или интранатальные неврологические нарушения. Они порой определяют всю последующую жизнь ребенка, его умственные и физические возможности и даже многие из его последующих заболеваний. Однако имеющиеся у него неврологические симптомы в подавляющем большинстве случаев оказываются незамеченными, нераспознанными или расцениваются неверно. В результате упускаются драгоценные дни и недели, когда ситуацию можно изменить.
 
Множество детей в процессе обычных родов получают повреждения, на первых порах негрубые. Позднее, под влиянием тех или иных провокаций, прежние минимальные симптомы становятся выраженными и оказывают влияние на здоровье ребенка, а, впоследствии, и уже взрослого человека.
 
В настоящее время имеется огромное количество заболеваний, таких как минимальная мозговая дисфункция, гиперреактивность ребенка, плоскостопие, сколиозы, детский церебральный паралич, которые не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике их лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы от простого движения к более сложному.
 
Необходимо в каждом случае знать, чем обусловлена обнаруженная неврологическая патология у новорожденных, где локализуется повреждение, каковы возможности воздействия на этот очаг.
 
В коррекции развития ребенка с органическими поражениями ЦНС важен качественный комплексный подход. Использование знаний прикладной кинезиологии, кинезиологической остеопрактики, кинезиофитнеса, а также метода НМД (нейродинамического моделирования движений) позволяет индивидуально подходить к работе с каждым пациентом и добиваться значительных результатов.
Знания и умения, полученные на семинаре, пригодятся разным категориям слушателей. Их можно использовать как в качестве профилактического средства для обеспечения онтогенетически правильного развития организма, так и в качестве средства коррекции уже имеющихся нарушений разного рода. Программа семинара рассчитана на 4 блока по два дня каждый.
 
Автор программы
Симутина Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук
Образование медицинское, педагогическое, физкультурное
Направления работы: нейрокинезитерапия, кинезиофитнес, кинезиологическая остеопсихопрактика, подиатрия, ЛФК, АФК
Мастер спорта РФ по легкой атлетике
Посол мира ЮНЕСКО
 
Программа
Предцикловая подготовка: мануальное мышечное тестирование, прикладная кинезиология, травмы новорожденных. 
Литература:
  1. Ратнер А.Ю. Патология новорожденных
  2. Васильева ЛФ. Прикладная кинезиология
 
Блок 1
 
Неврологические нарушения у новорожденных: причины, последствия, меры профилактики.
 
Актуальность
Удовлетворенность женщины процессом рождения ребенка и качеством жизни после родов приобретают все большее значение в современной акушерской помощи.
Роды – сложный физиологический акт, как для плода, так и для матери. Поэтому после появления ребенка на свет специалисты нередко констатируют наличие различных родовых травм и послеродовых нарушений у роженицы и новорожденного. По данным А.Ю. Ратнера, грубые неврологические симптомы церебральной и спинальной патологии в первые дни жизни новорожденных обнаруживаются у 8-10% всех детей. Еще у 23-25% всех новорожденных неврологическая симптоматика также не вызывает сомнений, но она менее грубо выражена.
Для профилактики и коррекции данного рода нарушений важна качественная подготовка женщины к родам и создание новорожденному оптимальных условий для развития.
Знание особенностей развития ребенка и его правильной последовательности необходимо и для работы со здоровыми детьми, и для работы с детьми и взрослыми, имеющими разного рода нарушения.
 
Семинар 1.1. Краткий обзор неврологических нарушений у новорожденных. Их причины и последствия. Меры профилактики.
Здоровая мама – здоровый малыш. Подготовка женщины к рождению ребенка. Применение физических упражнений при беременности, в родах, в послеродовом периоде. Общие рекомендации женщинам в период беременности и после родов.
 
Семинар 1.2. Основы развития ребенка. Развитие детей раннего возраста. Мюнхенская система диагностики. Уровни развития ребенка по Г. и Дж.Доман. Физический интеллект.
Значение движения в жизни ребенка. Применение физических упражнений в педиатрии: значение, особенности. Их использование в раннем возрасте (гимнастика для детей первого года жизни). Особенности занятий при нарушениях в развитии ребенка.
 
Блок 2
Кинезиология новорожденных. Формирование движений в норме. Нарушения формирования движений, их причины и последствия
 
Актуальность
Миллионы новорожденных в мире имеют антенатальные или интранатальные неврологические нарушения. Они порой определяют всю последующую жизнь ребенка, его умственные и физические возможности и даже многие из его последующих заболеваний. Однако имеющиеся у него неврологические симптомы в подавляющем большинстве случаев оказываются незамеченными, нераспознанными или расцениваются неверно. В результате упускаются драгоценные дни и недели, когда ситуацию можно изменить.
Множество детей в процессе обычных родов получают повреждения, на первых порах негрубые. Позднее, под влиянием тех или иных провокаций, прежние минимальные симптомы становятся выраженными.
В настоящее время имеется огромное количество заболеваний, таких как минимальная мозговая дисфункция, гиперреактивность ребенка, плоскостопие, сколиозы, детский церебральный паралич, которые не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике их лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы от простого движения к более сложному.
Необходимо в каждом случае знать, чем обусловлена обнаруженная неврологическая патология у новорожденных, где локализуется повреждение, каковы возможности воздействия на этот очаг.
 
Семинар 2.1. Кинезиология у новорожденных.
Особенности развития нервной системы.
 
Уровни построения движений. Развитие моторных паттернов, которые формируются совместно с созреванием ЦНС, что заставляет человека контролировать позу относительно гравитационной составляющей. Генетическая предопределенность некоторых моторных функций новорожденного. Проявление зрелости ЦНС в развитии и реализации оптимальных двигательных стереотипов.
Законы формирования движений. Понятие двигательного стереотипа. Двигательный стереотип первого порядка. Примитивные рефлексы (значение, нарушения, коррекция).
 
Семинар 2.2. Натальные повреждения, их причины, последствия, проявления.
 
Динамика неврологических нарушений, выявленных у новорожденных. Поздние осложнения родовых повреждений НС, в т.ч.:
-неврологические нарушения и врожденные вывихи бедра;
-натальная травма и нарушения осанки, сколиозы;
-нейрогенное происхождение косолапости;
-особенности неврологии недоношенных детей и детей, родившихся с повышенной массой тела.
Особенности детей, родившихся посредством операции Кесарево сечение, дети ЭКО, нежеланные дети.
Осанка в норме. Нарушения осанки: виды, причины, последствия, коррекция, профилактика.
Деформации стопы. Причины, последствия, коррекция, профилактика.
Применение физических упражнений при деформациях ОДА. Работа мышц-стабилизаторов – принцип «деятельное неделание» (поддержание равновесия). Принцип санкционирующей афферентации.
Этапы лечения в прикладной кинезиологии. Комплексный подход к коррекции неврологических последствий натальной травмы у детей и взрослых.
 
Блок 3
Возможности восстановления физиологичной эволюционно обоснованной программы движений человека
 
Актуальность
В настоящее время имеется огромное количество заболеваний, таких как минимальная мозговая дисфункция, гиперреактивность ребенка, плоскостопие, сколиозы, детский церебральный паралич, которые не имеют как четко научно обоснованной этиологии, патогенеза, так и подхода к методике их лечения. Зачастую медицинские специалисты уделяют внимание растягиванию спазмированных мышц, пассивной стабилизации, пытаясь предотвратить контрактуры, фиксируя сколиозы или устраняя плоскостопие. Однако большинство этих заболеваний – проявления отдаленных последствий родовой травмы и связанных с ней нарушений поэтапного развития нервной системы от простого движения к более сложному. Требуют особого внимания поздние осложнения родовых повреждений нервной системы, в том числе связанные с неврологическими нарушениями, так называемые, врожденные вывихи бедра, нарушения осанки, сколиозы, нейрогенное происхождение косолапости, особенности неврологии недоношенных детей и детей, родившихся с повышенной массой тела, родившихся посредством Кесарева сечения, с использованием устаревших методов родовспоможения, дети ЭКО, нежеланные дети.
При работе с такого рода пациентами недостаточно простой симтоматической коррекции (которая чаще всего и осуществляется в рамках традиционного лечения и реабилитации).
Комплексный подход к работе с пациентом любого возраста с учетом уровня и характера поражения позволяет достичь значительных результатов даже при работе с отдаленными последствиями родовой травмы. Использование интеграции кинезиологической остеопрактики, метода нейродинамического моделирования движений (основа которого – уровни построения движений), коррекция патологической активности примитивных рефлексов, кинезиофитнеса (в частности активация нейрососудистых и нейролимфатических точек гипотоничных мышц, различные способы включения их в двигательную деятельность).
Данные подходы являются этиологически и патогенетически обоснованными, максимально экологичными для организма.
 
Семинар 3.1. – 3.2. Формирование равновесия и стабилизационной системы в ходе развития ребенка.
Формирование равновесия путем налаживания тонусно-силового баланса между антагонистическими группами мышц. Развитие стабилизационной системы путем формирования сложной кинезиологической цепи. «Тонические» и «фазические» мышцы: различия, роль в функционировании антигравитационного механизма.
 
Нейрокинезитерапия: метод НМД (нейродинамическое моделирование движений) – программа «Рука-Мозг». Теоретическое обоснование. Уровни построения движений. Практическое применение (ДЦП, РДА, нарушения осанки, минимальные неврологические дисфункции). 
Программа под названием «Рука-Мозг» была создана под руководством профессора А.Ванчовой (Университет Я.Коменского, Братислава) на основе метода нейродинамического моделирования движений (НМД), разработанного А.Смоляниновым и В.Шаргородским. В основе метода - теория выдающегося нейрофизиолога Н.Бернштейна «Об уровнях построения движения»,1947; идея «глобальных локомоций» V.Vojta,1964; идеи К.Семеновой (в частности, «Динамическая проприоцептивная коррекция»,1999). В методе НМД практически-прикладное следование законам биомеханики и нейродинамики углубилось и приобрело более обоснованный характер, что позволило повысить эффективность применения приемов проприоцептивной коррекции.
 
Главной задачей метода НМД является создание нейродинамических и биомеханических условий для формирования близких к физиологической норме моделей координированной работы мышц. Создание близких к норме алгоритмов движений приводит к мобилизации резервных способностей мозговых структур в силу их пластичности и способности к компенсации.
Принципиально новой и важнейшей идеей стало выполнение движений в условиях замкнутой кинематической цепи (ЗКЦ). Эти упражнения способны моделировать движения, максимально близкие к физиологической норме, способствовать постепенному выравниванию мышечного тонуса.
Данный метод не подменяет другие, а позволяет сформировать необходимый фон для построения всех движений за счет создания определенных алгоритмов координированной работы мышц.
 
Блок 4
Сенсорная интеграция и мозг. Нейропластичность мозга. Использование различных методов двигательной терапии в коррекции нарушений.
 
Актуальность
В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей со сложными комплексными нарушениями развития. Проблема психолого-педагогической диагностики и коррекции подобных расстройств остается одной наименее разработанной как в теоретическом, так и в прикладном плане.
Понятие «комплексность» следует понимать как решение проблемы на разных уровнях: патогенетическом, психолого-педагогическом, социальном и духовном.
В развитии ребенка движение играет особую роль. Академиком И.А. Аршавским установлено так называемое «энергетическое правило скелетных мышц». В соответствии с ним обмен веществ и деятельность внутренних органов находятся под влиянием деятельности скелетной мускулатуры. Значительные энергозатраты при мышечной работе стимулируют процессы роста и развития тканей, работа скелетной мускулатуры как бы тренирует внутренние органы. Дети тяжело переживают всякое ограничение движения, т.к. оно необходимо для нормального роста и функционирования детского организма.
Современная кинезитерапия (лечение движением) подразумевает физиологически обоснованное, максимально эффективное использование лечебно-развивающих возможностей данного направления. Исходя из гипотезы, заключающейся в том, что в определенных условиях скорригированная проприоцептивная импульсация способна оказать нормализующее действие на деятельность нарушенных структур, контролирующих моторику, можно сказать, что «нарушение движения лечится скоррегированным движением».
 
Семинар 4.1. Нормализация работы двигательной системы.
Восстановление оптимальности моторного и постурального стереотипа. Мышечно-фасциальные цепи (понятие, формирование, значение, взаимодействие между цепями, восстановление и координация работы МФЦ).
 
Семинар 4.2. Нейропластичность.
Критические периоды в развитии нервной системы.
Сенсорная интеграция, ее уровни. Нарушения сенсорной интеграции. Диспраксия и восстановление праксиса. Краткая характеристика современных направлений двигательной терапии.